История

С чего все началось

Когда по улицам города мчится на большой скорости юркий УАЗик с красным крестом на боку и с мигалкой, мы знаем, что где-то случилась беда. Именно туда и спешит машина «скорой помощи».

Что еще мы знаем об этой столь нужной всем нам службе? К сожалению, немного. Потому-то мы поставили себе цель рассказать о ней как можно полнее и для начала скажем, что станция скорой и неотложной медицинской помощи в г. Новокузнецке выделена в самостоятельное медицинское учреждение приказом заведующего райздравом Кузнецкстроя № 69 от 10 мая 1931 года.

Конечно же, не будет преувеличением, если скажем, что у истоков станции скорой помощи г. Новокузнецка (в прошлом Сталинска) лежали решения XVI партконференции ВКП(б). В апреле 1929 года она утвердила пятилетний план развития народного хозяйства, а значит и строительства новых мощных металлургических заводов. Среди них — Кузнецкого.

Месяц спустя пятилетний план был утвержден V съездом Советов СССР. На нем докладчик В. В. Куйбышев подчеркнул, что задачи в области черной металлургии являются одними из наиболее сложных и трудновыполнимых: «Нужно построить ряд таких металлургических заводов, каких мы до сих пор еще не строили. Тем не менее есть полная уверенность в том, что мы с этими задачами справимся», — сказал докладчик.

На будущую стройплощадку стали прибывать первые тысячи строителей. Размещали их где только придется. Тех, кто попадал в бараки и даже в палатки, считали счастливыми. В этот период на площадке возник «банный кризис», так как до весны 1929 года имелась только одна маленькая баня — всего на шесть человек.

Не менее трудно было и с медицинской помощью. До декабря 1929 года на громадной стройплощадке имелся только один врач, который был вынужден лечить людей от всех болезней. Постройка в том же году больницы на 35 человек и амбулатории мало что изменила.

А обстановка между тем требовала совсем иного. Достаточно сказать, что уже в конце октября выпал снег и начались заморозки. Создавались условия, ну никак не подходящие для строительства. Тем более, что в ноябре и декабре ударили морозы до 50 градусов. Значит, участились случаи обморожения. Ветеран Кузнецкстроя Файзула Амиров, работавший в артели плотников, вспоминал: «В морозы нам приказывали работать при температуре до минус 45 градусов, но когда было и все 50, мы все-таки не бросали свое дело. Дополнительно за работу в морозы нам не платили». Свою артель он хвалил: «Не было у нас бузотеров. Всю морозную зиму 1929 года рубили бараки, дома, конюшни».

Но вернемся к организации на стройплощадке системы здравоохранения. 20 октября 1929 года на Кузнецкстрое открылась первая районная конференция ВКП(б), положившая начало партийной организации Кузнецкого металлургического комбината и выросшего вместе с ним нового города.

В состав бюро райкома вошли в основном те же коммунисты, которые составляли оргпартбюро. Первым секретарем стал А. С. Кулаков. С первых же дней своей работы вновь созданная партийная организация начала борьбу за преодоление больших и малых трудностей и, как выразился А. С. Кулаков, «за внедрение советского духа на площадке». Для этого он обошел все бараки на Нижней колонии, где жила основная масса рабочих.

Перед хозяйственными руководителями Кузнецкстроя были поставлены вопросы о своевременной подвозке дров, освещении бараков, приобретении матрацев, о резком улучшении медицинского обслуживания кузнецкстроевцев. Кулаков лично добивался в краевых организациях улучшения снабжения стройплощадки различным инвентарем. Для этого, например, за посудой и термосами пришлось послать в Москву специального человека.

Одновременно делалось все возможное для организации кузнецкстроевцам медицинской помощи. Так, в феврале 1931 года, а в Сталинске той поры уже насчитывалось 70 тысяч человек, организовали первый кожно-венерологический диспансер. Он располагался на Нижней колонии в бараке №116. Его заведующим был назначен доктор Э. М. Фюрс. Затем в мае 1931 года для оказания экстренной медицинской помощи строителям Кузнецкого металлургического комбината организовали подразделение экстренной медицинской помощи. Отметим, что накануне этого события, 27 апреля того же 1931 года, из Томска прибыла в Сталинск врач Л. М. Волчанская, которую назначили разъездным врачом первой помощи.

Вместе с тем 1 февраля 1931 года на площадке Кузнецкстроя для оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и при внезапных заболеваниях организуется пункт неотложной помощи в хирургическом отделении больницы.

Думается, есть необходимость подробней рассказать о некоторых организационно-технических подробностях его работы. Пункту полагался отдельный телефон, но все разговоры по нему, не относящиеся к делам пункта, категорически запрещались. Дежурный врач выезжал по первому вызову в следующих случаях. Если произошел несчастный случай: ранение, переломы, тяжелые ушибы, отравление, поражение электрическим током, удар молнией, при внезапных тяжелых заболеваниях, кровотечениях, тяжелых обморожениях, солнечных и тепловых ударах, приступах удушья и тому подобных случаях. За неправильный вызов виновные выплачивали штраф в размере десяти рублей. В случаях злостных неправильных вызовов виновные штрафовались ста рублями и привлекались к уголовной ответственности. Для этого врач составлял соответствующий акт и препровождал его в райздрав для привлечения виновных к ответственности.

Непосредственное руководство пунктом возлагалось на врача Эдельштейна с подчинением его главному врачу больницы Радченко.

Штатное расписание было таким: три врача, столько же медицинских сестер, а также три санитара и три водителя.

Отметим при этом, что автотранспорт выделялся крайне редко. Состояние дорог было таким, что они не давали возможность использования транспорта для нужд «скорой помощи». Потому-то больных врачи обслуживали или с помощью конной повозки, или ходили по вызовам пешком.
Больных и пострадавших, нуждавшихся в госпитализации, доставляли в больницу на попутном транспорте. Случалось, что несли на носилках пешком от дома до больницы.

Несколько легче стало с 1936 года, когда станции скорой помощи выделили карету с лошадью, а в штатное расписание добавили должность кучера. На следующий год «скорая помощь» получает место под стоянку автомашины и лошадей (гараж). Тогда же вводится платное обслуживание «скорой помощью» рожениц. Стоимость вызова — 5 рублей.

Первыми врачами для дежурства по «скорой помощи» были Григорий Львович Эдельштейн, Зинаида Иосифовна Шамис и другие. Непосредственное руководство ими было возложено на Г. Л. Эдельштейна.

Год от года все больше растет и улучшается материальная база «скорой помощи». Так, с 1939 года в ее распоряжении уже были четыре санитарных автомобиля и одна конная повозка. В штате «скорой помощи» работают постоянные врачи: Зоя Евгеньевна Смирнова, Василий Иванович Шубин и другие специалисты.

Становление службы скорой помощи нередко происходило в экстремальных условиях. Вот лишь один пример. В 1935 году в аптеке произошел несчастный случай — отравилось несколько человек. Однако врач 3. И. Шамис на вызов выехала с опозданием, так как была занята оказанием экстренной помощи больным в хирургическом отделении. Утром заведующая городским отделом здравоохранения 3. Н. Шабалина созвала совет врачей: Н. Н. Смирнов, Б. В. Елькина, В. В. Шубин, А. И. Гутова, 3. И. Шамис и другие. На нем был утвержден штат медицинских работников для оказания скорой и неотложной медицинской помощи. Для этого было решено назначить одного врача, фельдшера и санитара для оказания помощи амбулаторным больным и приема вызовов по телефону. Для их работы в хирургическом отделении выделили небольшое помещение с отдельным входом, а также шкаф, кушетку, медикаменты и санитарную сумку. Именно тогда, кстати говоря, и появилась впервые в Сталинске надпись на одной из дверей хирургического отделения «Скорая помощь».

Что и говорить, начинали ее работники свои дела в буквальном смысле с нуля. Скажем, в санитарной сумке врача были перевязочные материалы, йод, нашатырь и очищенный спирт, один-два шприца да жгуты — вот, пожалуй, и всё.

Не обременяли себя работники «скорой помощи» и ведением документации. Единственным документом был журнал, в котором регистрировались вызовы, то есть отмечались фамилия больного, диагноз и домашний адрес.

К началу Великой Отечественной войны возможности «скорой помощи» выросли. Большим стал ее штат, ей выделили отдельное помещение (санпропускник и рентгенкабинет больницы № 1). Передали одну старую грузовую автомашину, которую почему-то прозвали «Чита». В машине находились носилки, кислородная подушка и другое медицинское имущество.

Однако дальнейшему улучшению работы и расширению возможностей «скорой помощи» помешала война. Многие работники: врачи, фельдшеры, шофера — ушли на фронт. На станции остались только многодетные и престарелые. Что же касается врачей, фельдшеров и медицинских сестер, то их всех было очень и очень мало, если не сказать, единицы. Поэтому медицинскими сестрами нередко работали так называемые «выдвиженки», то есть санитарки с большим опытом работы. Порой они даже не умели расписаться, тем не менее им приходилось оказывать помощь больным, в том числе заниматься наложением швов, скобок на раны. Много времени уходило на то, чтобы оформить направление больного на дальнейшее лечение. Для этого, разумеется, надо было оформить соответствующие документы, а как это сделать, если многие медицинские сестры были неграмотными? Вот и приходилось ждать врача или фельдшера. «Затрудняло работу коллектива станции скорой помощи и то, что зачастую не хватало медикаментов или бензина для автомашины», — вспоминает Е. В. Брекотнина, которая в 1946 году была направлена в «скорую помощь» горздравотделом старшей медицинской сестрой.

На следующий год, 1947-й, штат медицинских работников «скорой помощи» увеличился за счет нескольких человек, прибывших с фронта. В основном это были инвалиды. Тем не менее, «выдвиженки» были заменены более квалифицированными медицинскими сестрами. Одну ставку выделили для главного врача. Работали врачи главным образом по совместительству. Что и говорить, условия их труда были тяжелыми, но их улучшения никто и не требовал: у всех медиков было большое чувство ответственности за вверенный участок работы, они также испытывали чувство долга перед старыми работниками и фронтовиками, поэтому, не зная усталости, выезжали на вызова, а чаще всего ходили пешком. Очередность соблюдать не приходилось: каждый знал, что больной ждет помощи, значит, надо спешить, спешить во что бы то ни стало.

Для этого приходилось преодолевать немалые трудности. Например, из-за низкого качества горючего, чтобы хоть как-то исправить положение дел, бензин, взятый из бензоколонки, перегоняли в котельной первой городской больницы и на таком бензине ездили. Перегонка горючего была опасной, так как случались травмы. Например, ожог получил во время перегонки водитель автомашины Василий Андреевич Мальков.

В послевоенные годы, что нельзя не отметить, значительно стала укрепляться материально-техническая база станции скорой помощи. Например, в 1947 году ей предоставили помещение в санпропускнике городской бани, что размещалась на проспекте Курако. В составе «скорой помощи» в это время были четыре линейные бригады — две конные повозки и столько же санитарных автомашин. В 1951 году для станции скорой помощи впервые выделили благоустроенное помещение на Ворошиловском шоссе.

Значительным этапом в развитии «скорой помощи» в это время стала организация подстанций. Необходимость в этом была большой. В связи с бурным ростом жилищного строительства, с увеличением населения и его рассредоточением по районам все острее становилась необходимость приближения «скорой помощи» к больным, пострадавшим. Вот так и встал вопрос об открытии районных подстанций.

жизньвтвоихруках.рф

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять